09.07.2021

Большинство иностранных студентов хотят продолжить обучение в российских вузах

Иностранные студенты российских вузов приняли участие в опросе о качестве обучения во время пандемии. Опрос был проведен с 13 апреля по 6 июня 2021 года, во время которого обучение для респондентов проводилось преимущественно дистанционно. Целью опроса являлся анализ текущей ситуации, обозначение перспектив развития и повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне.

Из ответов студентов следует, что, по мнению почти половины опрошенных (48,2%), качество образования не изменилось. Однако варианты «Стало лучше» и «Стало хуже» распределились примерно поровну: 22,3% и 22,6% соответственно. 

Чем выше уровень обучения респондента, тем более позитивно он склонен оценивать качество образования во время пандемии.

Абсолютное большинство опрошенных планирует продолжать образование в российских вузах – 87,9%. Лишь 3,2% респондентов решили, что не заинтересованы в этом.

Это может свидетельствовать о высоком уровне мотивации студентов, их сформированном представлении о качестве российского образования, а также о положительном приобретенном опыте. Таким образом, можно говорить о высокой степени удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг, высоким спросом на обучение в России.

В опросе принял участие 851 иностранный студент из шести вузов - участников сетевого партнерства «Российские университеты экспортеры»:

- ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»;

- ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»;

- ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»;

- ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»;

- ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

- ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».

 Самые распространенные языки, которыми владеют студенты:

- туркменский;

- арабский;

- гуджарати;

- китайский;

- хинди;

- киргизский;

- узбекский;

- таджикский;

- английский;

- испанский.

 Из них четыре относятся к языкам международного общения – арабский, английский, китайский и испанский – но на них говорят только 36,1% иностранных студентов.

14,5 и 12,8% респондентов оценили уровень владения русским языком по шкале CEFR как А1 и А2 – это начальные уровни. А вот 35,8% респондентов не смогли оценить свой уровень владения русским языком как иностранным.

Можно сделать предположение, что такое количество студентов, не знающих о своем уровне владения русским языком, свидетельствует о том, что не все обучающиеся уделяют этому должное внимание. Вероятно, они не осведомлены о существовании государственной системы тестирования (ТРКИ) или в вузах, где они обучаются, нет русского языка как обязательного предмета. 

В этой связи представляется необходимым вести активную работу по продвижению ТРКИ как в России, так и за рубежом для расширения возможности получения объективной оценки имеющегося/полученного уровня владения русским языком.

Большинство из опрошенных учатся на бакалавриате – 40,7% респондентов. 27,5% - на специалитете, а 23,5% – на подготовительном факультете (форма предварительного обучения русскому языку специально для иностранных студентов, которые плохо владеют им).

 Среди ответивших больше половины – 52,8% – первокурсники. А 28,2% учатся на втором курсе.

 Почти половина из общего числа опрошенных выбрали для поступления медико-биологические факультеты – 48,2%, на втором месте по популярности гуманитарные направления – 17,4%, на третьем – экономические – 10%.

Самым популярным средством проведения занятий был ZOOM – с его помощью обучались 89,6% студентов.

Коммуникация с административным персоналом, кураторами и преподавателями у 56,8% осуществлялась через электронную почту, у 30% - через различные мессенджеры и 25,9% - общались по телефону.

 Качество связи устроило 73% опрошенных. Однако у 22,8% периодически возникали сложности, а 4% остались недовольны. В частности, у 59,7% иностранных студентов время от времени возникали технические проблемы, а у 25,2% – часто. 

46% иностранных студентов, принявших участие в опросе, заявили о сложностях с прохождением аттестации (у 31,2% иногда, у 14,8% - часто).

38,9% студентов пожаловались на высокую загрузку во время пандемии – было слишком много заданий, заявили они.

 Кстати, 50,4% респондентов предпочли бы все же заниматься очно. Среди студентов магистратуры и аспирантуры разница между количеством тех, кто предпочитает очный формат, и теми, кто хотел бы смешанный тип или дистанционный, не столь велика. Это может говорить о том, что иностранцам, у которых уже есть диплом об образовании, комфортно продолжать высшее образование в вузах России онлайн. Однако для респондентов, которые в настоящее время обучаются на подготовительных факультетах, очный формат наиболее предпочтителен.

Отметим, что на момент опроса большинство студентов обучались очно - 59,3%, а остальные - дистанционно.

Дополнительно добавим, что 11,4% сообщили, что у них не было необходимых ресурсов и учебников для дистанционных занятий. У остальных все имелось полностью или в большей части.

На основании проведенной работы можно сделать вывод о том, что в современных реалиях представляется необходимым создавать комфортную среду для получения образования и изучения русского языка для тех, кто заинтересован или обучается в российских вузах в подходящем запросу формате (дистанционном и смешанном). Также важным направлением является создание, распространение и регулярное обновление качественных материалов для занятий.

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что, несмотря на наличие трудностей с интернет-соединением, которые могут быть обусловлены индивидуальными, региональными и прочими особенностями, образование в России является привлекательным для иностранных граждан.

В завершении можно отметить, что данное исследование подтверждает тезис о том, что все больше иностранцев выбирают российские вузы для обучения, интерес к изучению русского языка растет. В современных реалиях пандемии за период более года иностранные студенты начали лучше адаптироваться к дистанционному обучению, они реже высказывают недовольство качеством и техническими условиями.

«Мониторинг уровня удовлетворенности иностранных студентов в российских вузах мы проводим регулярно. Если сравнивать результаты, собранные в течение года, то можно заметить, что иностранные студенты начали лучше адаптироваться к дистанционному обучению, они реже высказывают недовольство качеством и техническими условиями. Самое главное, что все больше иностранцев выбирают российские вузы для обучения и готовы учиться дальше», — отметила Наталья Иванова, руководитель компании IPR MEDIA, индустриального участника сетевого партнерства Российские университеты-экспортеры.

Справочно: Российские университеты-экспортеры — это добровольное объединение вузов и экспертов, которое призвано решать задачи обмена практиками и образовательными методиками в части обучения иностранных студентов, разработки современных образовательных программ, привлечения иностранных студентов, повышения компетенций в части обучения русскому языку, как иностранному, развития государственной системы тестирования по русскому языку и другие.