22.10.2021

Президент ЮФУ Марина Боровская на IPR EDU 2021: Университеты должны эволюционировать

 

В рамках IV Ежегодной встречи лидеров в области управления образованием, знаниями и цифровизацией IPR EDU 2021 в Сочи состоялась панельная дискуссия “Университет как непрерывно эволюционирующая платформа для подготовки кадров под запросы субъектов РФ и новой экономики”. 

Модераторами дискуссии выступили: Наталья Иванова, руководитель Группы компаний IPR MEDIA и Марина Боровская, президент Южного федерального университета. Они задали направление обсуждения. “Мы сегодня собрались поговорить с нашими спикерами, насколько университет может, должен, хочет и умеет создать непрерывную эволюционную платформу, которая будет не просто служить для подготовки кадров, но отвечать на запросы субъектов, решать задачи, которые стоят перед новой экономикой”, — сказала Марина Боровская.

Виктор Сдобняков, и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина отметил: “Я считаю, что педагогический университет должен стать профессиональным помощником органов власти, всей системе образования”. Он отметил, что на все субъекты РФ приходится 33 педагогических вуза. Поэтому Мининский университет реализует ряд проектов, направленных на “выход” за пределы Нижегородской области. Например, вуз становится центром подготовки педагогических кадров в ПФО. Проект курирует полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров.

Иван Петров, и.о. ректора Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России отметил, что если раньше не было отчетливого взаимодействия с системой здравоохранения в вопросах подготовки кадров, то сейчас “мы четко понимаем, кто нам нужен, сколько нам нужно кадров”. Кроме того, он сообщил о реализации проекта по вовлечению детей в сферу медицины — школьники становятся волонтерами, посещают больницы онлайн и очно, тем самым погружаются в будущую специальность.

По мнению Виктора Рулевского, ректора Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, “без взаимодействия с академическими институтами невозможно работать над реально прорывными масштабными проектами, которые стоят перед нами”. Он рассказал о разработке, которая стала возможна при совместной работе ТУСУР, ТГУ и СибГМУ. Это создание первого отечественного геномного принтера. Каждый вуз отвечает за конкретное направление. “На этой междисциплинарности возможно создание новой платформы для подготовки тех кадров, которые будут востребованы в реальном секторе экономики”, — сказал Виктор Рулевский.

Алсу Набиева, ректор Российского университета кооперации, отметила, что филиалы РУК представлены во многих регионах, поэтому было разработано много программ, которые позволили вузу быть полезными в каждом субъекте. “Появился очень хороший опыт, который мы начали масштабировать по регионам — это открытие ресурсных центров развития кооперации”. В том числе развивается школьная кооперация, этот проект поддержали муниципалитеты в пяти регионах. “Мы приходим к тому, что университет влияет на экономику регионов в важном для нас секторе — потребительской кооперации”, — рассказала Алсу Набиева.

Елена Макарова, руководитель направления и сектора развития, руководитель проекта «Опорный образовательный центр» АНО ВО «Университет Иннополис», отметила, что сама идея проекта родилась из необходимости появления цифровых компетенций у специалистов, которые не относятся к IT. “Цифровая трансформация предполагает изменение, в первую очередь, бизнес-процессов. И важно, чтобы отраслевой эксперт, специалист понимал логику и алгоритм работы технологий, чтобы использовать их в своей деятельности”, — сказала она.

Елена Макарова отметила важность содержательного контента для обучения. Существует система грантов для вузов, которые впоследствии  разрабатывают основные образовательные программы, внося туда цифровой контент. После экспертизы они публикуются на сайте отраслевого ФУМО, чтобы остальные вузы могли также пользоваться этим контентом. “Это государственный федеральный проект, который реализуется на средства федерального гранта. К концу 2024 года 143 образовательные программы будут актуализированы”, — рассказала Елена Макарова.

“Очень нужны учебно-методические базы, новые методики в организации научно-исследовательской деятельности. Мы сегодня каждый в своей сфере хотим, чтобы цифровизация вошла постоянным смыслом в усиление методических контентов, которые мы создаем. Потому что без цифровизации, наверное, того самого нового технологического витка, прорыва и соответствия национальным целям может не получиться”, — поддержала Марина Боровская.

По словам Веры Адаевой, директора Центра развития партнерства и сети Агентства стратегических инициатив, остро стоит вопрос вовлечения практиков в процесс преподавания. “Вуз как раз может стать такой площадкой. Везде есть IT-компании, которые могут быть донорами для преподавания в определенных сферах”, - сказала она. Также Вера Адаева отметила, что АСИ реализует целый ряд лидерских проектов, которые помогают выстраивать правильное взаимодействие между студентами, вузами и работодателям. “Мы готовы максимально тиражировать эти проекты, чтобы повысить интерес к вузу”, — сказала она.

Юлия Эбзеева, первый проректор — проректор по образовательной деятельности Российского университета дружбы народов отметила важность качественных изменений, а не количественных. Ставится вопрос: как сделать так, чтобы Россия стала интересна талантливым иностранным студентам и абитуриентам. Кроме того, она рассказала о программах комплексного развития РУДН и кооперации с другими университетами.

Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» остановилась на теме дефицита IT-специалистов. По ее словам, в Европейском союзе к 2030 году в ИКТ-секторе планируют работать порядка 20 млн человек. В России в 2019 году в этой сфере трудятся около 1,8 млн человек, “что будет к 2023 году, к 2030 году — мы не понимаем”. “Надо консолидировать все усилия с точки зрения образовательных организаций, правительства и бизнеса. Сейчас у бизнеса, вузов есть не только громадная проблематика вызовов, но и громадное количество возможностей”, — сказала она.

О программах целевого обучения рассказала Ольга Милушкина, проректор по учебной работе Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова. По ее мнению, сейчас это направление пока слабо развито в вузах.

Владимир Нечаев, ректор Севастопольского государственного университета, отметил, что сейчас перед вузами стоят задачи не только обеспечить кадрами существующие отрасли, но и те отрасли, которые правительство собирается развивать. “Это задача для университета — создание новых направления подготовки”, — сказал он. 

Марина Боровская подвела итог дискуссии, подчеркнув, что научно-исследовательские и образовательные команды университетов должны эволюционировать. “Нужно взять все лучшее в стране, мире и системе, чтобы принести в свои субъекты и создать ту экономику, которая нашим регионам необходима”, — сказала она.

Напомним, организатор образовательного интенсива IPR EDU 2021 — компания IPR MEDIA, один из ведущих российских разработчиков электронных образовательных ресурсов. Ключевой партнер мероприятия — Институт Цифрового Развития Науки и Образования Московского физико-технического института (МФТИ).