29.10.2021

IPR EDU 2021: от повышения квалификации до старта новых проектов

 

В Сочи с успехом прошел образовательный интенсив IPR EDU 2021, организованный компанией IPR MEDIA уже в четвертый раз. Ключевым партнером масштабного события стал Институт цифрового развития науки и образования Московского физико-технического института (МФТИ).

Мероприятия интенсива посетили порядка 300 руководителей ведущих вузов и структурных подразделений университетов, представители НОЦ. Были организованы онлайн-трансляции с площадок, видео доступны на YouTube-канале IPR MEDIA.

В число 80 экспертов, выступивших спикерами, вошли представители Российской академии наук, органов государственной власти, профильные специалисты университетов и отраслей. Отдельные мероприятия были организованы при поддержке и активном участии консорциумов: Университетского консорциума исследователей больших данных, консорциума “Цифровые университеты”, сетевого партнерства “Российские университеты-экспортеры” (РУЭ).

Сергей Маленко, начальник Управления международного сотрудничества Российской академии наук, исполнительный секретарь межведомственного координационного совета по международному научному и научно-техническому сотрудничеству, выразил пожелания организаторам проводить подобные мероприятия чаще.

«Чаще встречаться и собирать больше людей из пересекающихся профессиональных сообществ, чтобы мы могли выработать единый понятийный язык. Компания IPR MEDIA достаточно много сделала за последние годы, чтобы этот единый язык у профессионалов был выработан», — сказал он.

Новый уровень

Во время интенсива для участников были проведены занятия в рамках программ повышения квалификации четырех вузов:

– “Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ” Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ)

– “Трансформация системы управления интернационализацией образовательной организации в целях реализации программы развития” Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

– “Индивидуализация образовательных программ и цифровые технологии в образовании” Тюменского государственного университета (ТюмГУ)

– ”Управление библиотекой цифрового университета: эффективные методики и подходы к работе с сервисами, контентом и данными” Российского университета дружбы народов (РУДН)

На официальном сайте СПбГЭУ опубликована благодарность организаторам за проведение высокопрофессионального и авторитетного мероприятия, “а также участникам образовательного интенсива СПбГЭУ за их высокий интерес к разработкам Университета в области высшего образования”.

Ирина Апыхтина, директор по развитию образования РАНХиГС, отметила: 

«Очень важно сейчас, когда мы разделены дистанционными форматами, увидеть друг друга вживую, пообщаться, обменяться опытом. Мы работали на разных площадках — и везде одинаково интересный результат. Мы видим новый опыт, новые кейсы, новые вузы, которые выходят на первый план», — отметила она. Ирина Апыхтина считает, что нужно проводить подобные мероприятия чаще.

Объединяя “цифру” и “международку”

Предложенные темы интенсива затрагивали актуальные вопросы современного образования. Одними из важнейших стали цифровизация и развитие международного направления работы российских вузов — их обсуждению были посвящены несколько площадок.

Участники дискуссии “Большие данные для глобальной экспансии: новый цифровой инструментарий и модели кооперации для привлечения наиболее талантливых иностранных абитуриентов в российские университеты” подписали резолюцию, в которую вошли предложения руководителей вузов об использовании цифровых инструментов для привлечения иностранных студентов. Таким образом, университеты и два консорциума (РУЭ и Университетский консорциум исследователей больших данных) объединятся, чтобы “оцифровать” экспорт образования.

«Замечательно, что такие мероприятия проходят, потому что цифровой контент — это “океан без карт”, в котором мы плаваем. Хочу пожелать, чтобы большее число людей, которые принимают решения в университетах, понимали важность именно такого глобального сетевого взаимодействия», — сказал Михаил Мягков, председатель Университетского консорциума исследователей больших данных, профессор Томского государственного университета, Орегонского университета.

В рамках программы IPR EDU 2021 состоялось подписание ряда соглашений. Так, к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве, направленном на повышение конкурентоспособности российского образования на международном уровне, присоединились четыре вуза, став участниками сетевого партнерства “Российские университеты-экспортеры”.

«Для нас это вдвойне важное событие, поскольку ТУСУР отвечает за экспорт образования в Большом университете Томска. Благодарен коллегам за продуктивный диалог: было полезно обменяться опытом, обсудить различные проблемы, связанные с академической мобильностью во время пандемии и привлечением талантливых иностранных студентов», — отметил ректор вуза Виктор Рулевский.

Для Мининского развитие международного сотрудничества и академической мобильности — важное направление, и, уверен, такое партнерство поспособствует укреплению наших позиций в будущем, — отметил Виктор Сдобняков, и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина.

Наталья Андрейченко, директор проектного офиса инициатив и стратегических коммуникаций Южного федерального университета, заявила, что было бы очень интересно работать совместно с компанией IPR MEDIA в этом направлении и дальше и “двигаться в том, чтобы нести бренд российского образования за рубеж и стать конкурентоспособными в этом отношении”.

Кроме того в рамках образовательного интенсива IPR EDU 2021 компания IPR MEDIA заключила соглашение об индустриальном партнерстве с ООО “Галактика информационных технологий”. 

Проектирование будущего

Ключевой партнер образовательного интенсива, Институт цифрового развития науки и образования МФТИ, презентовал BI-систему для оценки цифровой зрелости вузов. Обсуждению была посвящена отдельная площадка, которую провели директор ИЦРНО Ярослав Демченко и его заместитель Карина Спивакова

Елена Макарова, руководитель направления и сектора развития Института дополнительного образования Университета Иннополис, и Сергей Пилипенко, директор Института перспективных исследований и цифровых решений в сфере науки и образования Российского университета дружбы народов, провели форсайт-сессию “Цифровой университет: образование будущего”, которую организовали Университет Иннополис и ИПИЦРНО РУДН. Участники сессии смогли предложить свои варианты развития университета к 2050 году: что должно исчезнуть, что остаться, а что появиться нового.

“То, что делает компания IPR MEDIA, очень важно с точки зрения формирования новых методических подходов к системе образования в рамках “цифры”. Уровень экспертов был очень высок, а дискуссия оказалась живой и интересной, что называется, “без галстуков”.

«То есть руководители вузов, люди, которые принимают решения по тому, как выстраивать образовательную повестку, здесь в режиме реального времени обмениваются опытом, мнениями, здесь формируются новые подходы и, возможно, новые концепты», — подчеркнула Елена Макарова, принявшая участие в работе сразу нескольких площадок IPR EDU 2021.

В последний день работы интенсива, 23 октября, который является и днем рождения компании IPR MEDIA, Наталья Иванова дала старт новому проекту —цифровой библиотеке DATALIB.RU, которая создается в рамках масштабной сетевой инициативы по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER.

За 16 лет работы компании было создано несколько востребованных платформ и ведется их постоянное совершенствование. Сейчас началась трансформация электронно-библиотечной системы: IPR SMART позволит использовать инструменты Big Data, искусственного интеллекта, отслеживать цифровой след преподавателя и студента, создавать систему рекомендательных сервисов.

Наталья Иванова отметила, что образовательный интенсив IPR EDU — это знаковое мероприятие как для организации, так и для всей отрасли образования. Особенную актуальность оно приобретает в условиях пандемии, когда мобильность ограничена.

«Мы слышим слова благодарности от руководителей о важности обмена опытом. На интенсиве были доклады в гибридном формате, но ничто не заменит человеческого общения. Здесь мы видим, как люди общаются между собой, обмениваются контактами. Значит, появятся устойчивые связи, будет взаимодействие между университетами. И мы будем всячески этому способствовать», — сказала она.